Здоровье – такое просто слово. И, как многим другим знакомым, частым в обиходе словам, ему довольно трудно дать определение.
Устав Всемирной организации здравоохранения сообщает нам, что здоровье – это состояние полного физического, душевного (ментального) и социального благополучия.
Конечно же, три эти сферы переплетены между собой и влияют друг на друга. В данной книге мы рассмотрим, как формируется и поддерживается ментальное здоровье, которое, несомненно, влияет как на физическое состояние человека, так и на его социальную жизнь. Одновременно мы увидим, как социум и физиология также оказывают влияние на
ментальное состояние человека, его личность.
Как же ВОЗ определяет понятие ментального здоровья?
Здесь мы видим следующее определение:
Ментальное здоровье – это состояние, при котором человек:
1. может реализовать свой собственный потенциал;
2. может противостоять обычным жизненным стрессам;
3. продуктивно и плодотворно работать;
4. вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Но давайте зададим следующие разумные вопросы специалистам ВОЗ:
• Как определить, какой у человека потенциал? Ведь чтобы понять, реализуется он или нет, важно измерить этот потенциал, чтобы было с чем сравнивать! Но очевидно, что никто не знает заранее, какой у кого уровень потенциала. Следовательно, этот критерий почти невозможно использовать для определения ментального здоровья человека.
• Как отличить обычные жизненные стрессы от необычных? Ведь чтобы понять, что человек не может противостоять обычным жизненным стрессам, необходимо отделить одно от другого! У разных людей разная жизнь. И то, что для жителя, например, Западной Африки является стрессом обычным, будет очень даже необычным для жителя России или Европы. Да и в границах единой культурной европейской группы люди живут очень по-разному. «У кого-то щи пустые, а у кого-то жемчуг мелкий» – известная поговорка.
Следовательно, довольно трудно и этот критерий использовать для оценки ментального здоровья конкретного человека.
• Кто определяет уровень продуктивности и плодотворности работы каждого человека, оценка которого позволяет сделать вывод, что конкретный человек не продуктивен и не плодотворен? Согласитесь, уровень трудовой результативности человека – это всего лишь ожидание, которое ставит перед человеком его начальство. А это очень субъективно! Находятся и такие руководители, которых не устраивает любая эффективность труда их подчиненных. В этом случае хочется воскликнуть: «А судьи кто?»
• Что является вкладом человека в жизнь его сообщества и как этот вклад рассчитать? В данном случае хочется привести пример из относительно недалекого прошлого нашей страны, когда некоторые работники творческого труда, такие как писатели, поэты и художники, обесценивались и назывались бездельниками, трутнями, нахлебниками и пр. просто потому, что произведения их труда не укладывались в требования текущей идеологии. Да и в сегодняшнем, казалось бы, свободном и многогранном мире вполне можно представить себе ситуацию, когда общество отвергает тот или иной результат труда человека по определенным причинам. Как в данном случае оценить, вносит ли человек вклад в жизнь со-общества или нет, т. е. является ли он ментально здоровым, исходя из определения ВОЗ?
• Ну и последний вопрос: как определить, из каких конкретно людей состоит сообщество конкретного человека? Ведь семья – это тоже сообщество. А мы знаем, что родители зачастую оценивают своих детей очень необъективно, переоценивая их вклад в жизнь семейного сообщества. И, наоборот, сообществом человека может являться некая группа в социальных сетях, в которой он состоит, члены которой ни разу не слышали о достижениях данного человека и не ощущают его вклада в свою жизнь…
Устав Всемирной организации здравоохранения сообщает нам, что здоровье – это состояние полного физического, душевного (ментального) и социального благополучия.
Конечно же, три эти сферы переплетены между собой и влияют друг на друга. В данной книге мы рассмотрим, как формируется и поддерживается ментальное здоровье, которое, несомненно, влияет как на физическое состояние человека, так и на его социальную жизнь. Одновременно мы увидим, как социум и физиология также оказывают влияние на
ментальное состояние человека, его личность.
Как же ВОЗ определяет понятие ментального здоровья?
Здесь мы видим следующее определение:
Ментальное здоровье – это состояние, при котором человек:
1. может реализовать свой собственный потенциал;
2. может противостоять обычным жизненным стрессам;
3. продуктивно и плодотворно работать;
4. вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Но давайте зададим следующие разумные вопросы специалистам ВОЗ:
• Как определить, какой у человека потенциал? Ведь чтобы понять, реализуется он или нет, важно измерить этот потенциал, чтобы было с чем сравнивать! Но очевидно, что никто не знает заранее, какой у кого уровень потенциала. Следовательно, этот критерий почти невозможно использовать для определения ментального здоровья человека.
• Как отличить обычные жизненные стрессы от необычных? Ведь чтобы понять, что человек не может противостоять обычным жизненным стрессам, необходимо отделить одно от другого! У разных людей разная жизнь. И то, что для жителя, например, Западной Африки является стрессом обычным, будет очень даже необычным для жителя России или Европы. Да и в границах единой культурной европейской группы люди живут очень по-разному. «У кого-то щи пустые, а у кого-то жемчуг мелкий» – известная поговорка.
Следовательно, довольно трудно и этот критерий использовать для оценки ментального здоровья конкретного человека.
• Кто определяет уровень продуктивности и плодотворности работы каждого человека, оценка которого позволяет сделать вывод, что конкретный человек не продуктивен и не плодотворен? Согласитесь, уровень трудовой результативности человека – это всего лишь ожидание, которое ставит перед человеком его начальство. А это очень субъективно! Находятся и такие руководители, которых не устраивает любая эффективность труда их подчиненных. В этом случае хочется воскликнуть: «А судьи кто?»
• Что является вкладом человека в жизнь его сообщества и как этот вклад рассчитать? В данном случае хочется привести пример из относительно недалекого прошлого нашей страны, когда некоторые работники творческого труда, такие как писатели, поэты и художники, обесценивались и назывались бездельниками, трутнями, нахлебниками и пр. просто потому, что произведения их труда не укладывались в требования текущей идеологии. Да и в сегодняшнем, казалось бы, свободном и многогранном мире вполне можно представить себе ситуацию, когда общество отвергает тот или иной результат труда человека по определенным причинам. Как в данном случае оценить, вносит ли человек вклад в жизнь со-общества или нет, т. е. является ли он ментально здоровым, исходя из определения ВОЗ?
• Ну и последний вопрос: как определить, из каких конкретно людей состоит сообщество конкретного человека? Ведь семья – это тоже сообщество. А мы знаем, что родители зачастую оценивают своих детей очень необъективно, переоценивая их вклад в жизнь семейного сообщества. И, наоборот, сообществом человека может являться некая группа в социальных сетях, в которой он состоит, члены которой ни разу не слышали о достижениях данного человека и не ощущают его вклада в свою жизнь…
Читать полную книгу по этой ссылке