Модель СВМ-П (на англ. COM-B model) — концепция в психологии и поведенческой медицине, согласно которой за любое поведение (П) отвечают три компонента: способности (С), возможности (В) и мотивация (М).[1]
Способности — это, собственно, способности человека выполнять определенное поведение. Способности в модели СВМ-П двух типов: физические (например, физическая сила, навыки для выполнения определенного поведения) и психологические (например, силы психологические, память, знания для выполнения поведения).
Возможности — это внешние факторы, способствующие поведению, которые могут быть физическими (например, местоположение, наличие в распоряжении времени, денег и пр.) и социальными (например, отношения между людьми, культурные нормы, язык).
Мотивация является основным компонентом модели и представляет собой широкий спектр ментальных процессов, включающих мышление, эмоции и привычки. Согласно модели, мотивация подразделяется на рефлексивную и автоматическую. Рефлексивная мотивация связана с планами и убеждениями человека, является ли что-то хорошим или плохим, правильным или неправильным, полезным или вредным. К автоматической мотивации относятся привычки, желания и импульсы.
Важно учесть, что мотивация обеспечивается способностям и возможностями, которые являются основными факторами, способствующими реализации поведения. Поэтому мотивация без способностей и возможностей или каких-либо действий по улучшению хотя бы одного из них не способна привести к интересующему поведению.[2]
С помощью модели СВМ-П можно узнать, что мешает реализации желаемого поведения («разрыв» между намерением и действием). Такой анализ называется поведенческий диагноз и заключается в выявлении наличие или недостаток каких компонентов (способностей, возможностей, мотивации) оказывает влияние на поведение.
Выяснив, например, дефицит какого-то компонента, следует подумать что можно сделать для его улучшения, что повысит шансы реализации интересующего поведения. Это может быть один компонент или все три. Важно учесть, что изменение даже одного может значительно влиять на все остальные компоненты поведения.
Пример: человек хочет заниматься спортом, но из-за стресса ему не хватает психологических сил на это. Согласно модели, здесь недостаток психологических способностей. То есть для того, чтобы повысить шансы занятия спортом следует сначала восполнить психологические силы (например, обратиться к психологу).
Используя модель СВМ-П, можно также влиять на нежелательное поведение.
Пример: человек хочет перестать есть конфеты, но не может удержаться. Так, он может попробовать ограничить физическую возможность поедания конфет (например, не покупать их домой), тогда вероятность их поедания снижается.
В наши дни система СВМ-П широко применяется в клинической практике, консультировании, общественном здравоохранении и продолжает набирать популярность в разных сферах, совершенствуясь в методологических и практических аспектах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Michie S, van Stralen MM, West R. The behaviour change wheel: a new method for characterising and designing behaviour change interventions. Implement Sci. 2011;6:42.
2. West R, Michie S. A brief introduction to the COM-B Model of behaviour and the PRIME Theory of motivation. Qeios.