Обзор приемов самопомощи при тревоге и страхе

В современной психологии личность рассматривается не статично, а как изменяющаяся в изменяющемся мире. Изменчивость и неопределенность мира, который получил название BANI (автор аббревиатуры – Д. Кашио) — а именно хрупкий, тревожный, нелинейный и непостижимый (Brittle /Anxious /Nonlinear/Incomprehensible) приводит к тому, что человек переживает постоянный каскад изменений, как адаптационных, так и эволюционных, что является очевидной стрессовой ситуацией.

Это постпандемийный мир: бесконтрольные изменения, социально-ценностный хаос, каскадный технологический рост, цифровизация и сетевые технологии, глобальные кризисы, негативное информационное давление, изобилие и недостоверность источников информации, кризис семьи и общения, вмешательство технологий в личную жизнь.

Не всегда изменения играют роль катализатора развития, позволяют найти в себе скрытые ресурсы, в конечном итоге, способствуя личностному росту. Значительно возрастает тревога, страх и фобии. Зачастую человек испытывает симптомы, не обращаясь к профильному специалисту, посещает врачей общей практики из-за симптомов физического неблагополучия, что ведет к усугублению расстройств, прогрессированию фобий.

Базовый природный страх нормален как  отрицательная эмоция. При возможной угрозе жизни и благополучию —  реальной  или прогнозируемой/неосознаваемой  (в случае тревоги), он призван выполнять защитную и мобилизационную функцию, побуждать человека анализировать и корректировать поведение, что позволяет  адаптироваться к жизни в социальной среде. Избыточные страхи и фобии не относятся к реальной действительности и ведут к социальному избеганию, изоляции, что лишь усугубляет состояние. В случае иррационального беспричинного, гипертрофированного, ложного навязчивого проявления речь идет о патологизации страха, что ведет к значительному дистрессу, нарушениям в личной, семейной, социальной, учебной, профессиональной и других важных сферах функционирования.

Согласно биопсихосоциальной модели фобии и страхи возникают по причинам нейробиологическим (дисбаланс биогенных аминов, гиперактивность лимбической системы, повышенный синтез катехоламинов, высокий уровень метаболизма норадреналина, повышение уровня серотонина, снижение уровня ГАМК) и социальным (стрессы, авторитарный стиль воспитания, эмоционально холодные детско-родительские отношения в раннем детстве, жесткие морально- ценностные императивы, предъявляемые к человеку со стороны окружения), которые в совокупности формируют ананкастные черты личности, реагирование на среду как на враждебную для индивида. Это такие качества, как склонность к переживанию негативных эмоций, робость, негативная самооценка.

Люди, подверженные страхам и фобиям, имеют смещенный фокус восприятия, регистрируют и отслеживают в норме автоматические процессы – проявляют «тревожную бдительность/сензитивность», а параллельно с этим концентрацию на проприоцептивных ощущениях страха — это вегетативные симптомы, такие как ощущение жара, потливость, тахикардия, дрожь, покраснение лица, дисфункции ЖКТ. Попытки нормализовать самочувствие приводят к реакции замирания, что результирует в усугублении соматического неблагополучия и приводит к так называемому «страху страха». В.Г. Ромек отмечает, что фобии в ряде случаев являются предиктором более сильных нарушений.

Вторая особенность страхов и фобий – искажение интерпретаций причинно-следственных связей и атрибуции причин. Это прежде всего катастрофизации, негативизм, тенденции к самообвинению, недоверие терапии.

В силу вышеназванных причин жалобы на страх и связанное с ним неблагополучие прогрессирует в обращениях к специалистам в сфере психологического здоровья и актуальным является как терапия, так и предупреждение развития тревожно-фобических расстройств.

 Психологическая коррекция фобий и страхов рассматривается как целенаправленное психологическое воздействие на пациента с целью эффективного и стойкого снижения тревоги, интенсивности фобических переживаний, научения релаксации, коррекции иррациональных установок (относительно себя, окружающего мира и поведения других людей), осознания глубинных механизмов и противоречий, преодоления ограничительного поведения, способствующей личностному росту и повышению его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям» в обществе для полноценного развития и функционирования индивида, а также выработки соответствующих личностных качеств.

Методы психокоррекции направлены на психопрофилактические задачи на всех ее этапах, включают психологическое образование пациента, развитие самоконтроля, поскольку в идеале психологическая коррекция носит опережающий, предвосхищающий характер.

При выборе психокоррекционного метода важно рассмотреть индивидуальный случай пациента – выделить причину возникновения, время возникновения, структуру, степень тяжести проблемы, индивидуально-психологические особенности пациента, его социальное окружение.

Помимо работы со специалистом, человек может освоить приемы самопомощи. Самопомощь является важным элементом психокоррекции с акцентом на трех составляющих самосознания: самопонимании (когнитивный аспект), отношении к себе (эмоциональный аспект) и саморегуляции (поведенческий аспект).

Наиболее популярны при борьбе с фобиями техники релаксации и визуализации, так как мышечное напряжение обычно сопутствует реакциям страха.  Навык релаксации позволяет снизить уровень тревожности и фобических переживаний, повысить контроль над телесными зажимами и дыханием.

Терапевт может обучить пациента применять эти техники заранее. Это прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону (гипернапряжение с последующим глубоким расслаблением), сканирование тела («янтарный шар»), медитации «спокойное место», это дыхательные техники (брюшное-/грудное дыхание попеременно, дыхание по квадрату, расслабление диафрагмы и так далее, направленные на профилактику гипервентиляционного синдрома). При фобических расстройствах актуально владение отдельными техниками медитации и визуализации, осознанность, выявление, различение и принятие своих эмоций, в т.ч. агрессии.

Общие принципы релаксации и расслабления: замедление дыхания (речи, движений), удлинение выдоха по сравнению с вдохом, отвлечение с целью уменьшить поток автоматических мыслей, повышающих тревогу.

Чтобы переключить внимание с триггера, полезны тренинги концентрации внимания на конкретных заранее определенных элементах, например, фокусировки внимания на «здесь и сейчас»: ежедневно целенаправленно фокусировать внимание, нарабатывать этот навык, в течение недели — какую эмоцию я испытываю? Как я сижу/стою? О чем мои мысли?

Для мгновенного переключения внимания – универсальная практика «Пять чувств» (Обратите внимание на пять предметов, которые вы можете видеть, четыре звука, которые вы можете услышать, затем на три осязательных ощущения, затем на два запаха и в конце задействуйте вкусовые ощущения.)

Для того чтобы справиться с интенсивным отрицательным чувством или ощущением: Вслух сравниваем свои чувства или ощущения с тем, что воспринимаем глазами, ушами и носом, не сортируя, не выбирая. Все предметы, явления, слова и образы, которые под рукой или в пространстве: «Моя тревога/страх/злость, как….» Продолжать сравнения до абсурда, пока не потеряется смысл переживания, понятия.

Для стабилизации психоэмоционального состояния используется самомониторинг, распознавание сигналов организма, дыхательная релаксация, мышечная релаксация избыточно напряженных мышц, переключение внимания вовне: остановка негативного внутреннего диалога.

Затем осуществляется оценка произошедшего по критериям: «Что я могу изменить в этой ситуации?»; «Что я не могу изменить в этой ситуации?»  и принятие того, что не в ваших силах изменить, сосредоточение на том, что возможно изменить. Чрезвычайно важно преодолеть состояние ступора, пассивности, отчаяния — для этого пациента учат найти себе конкретные задачи, исходя из ситуации и реализовать их.

Именно поэтому терапевт мягко направляет пациента к способам самовыражения, хобби, ведению здорового образа жизни, поскольку эти практики создают альтернативный фокус внимания в мозге и способны отвлечь от страха и фобии.

Важно, что в отсутствие необходимых ресурсов личности (психастения, астенический невроз, истощаемость психики в силу ряда причин) пациент неспособен самостоятельно справиться с подобными задачами, что лишь усугубляет дистресс, индуцируя чувство вины.  Важно своевременное преодоление сопротивления и недоверия к терапии, ее реальной оценки, уровня собственной самостоятельности в терапии, мотивация достижения – стремление повысить свою личностную и общую социальную компетентность, потребность в установлении более содержательных взаимодействий с реальностью и близкими, чтобы пациент со всей серьезностью отнесся к коррекционным занятиям.

Важным компонентом терапии является профилактика рецидива. По завершении терапии пациент будет переживать новые изменения (переезд, новая работа с новым графиком, появление ребенка, горе и пр.). Терапевт должен проработать с пациентом его план действий в случае угрозы рецидива заранее, чтобы снизить риск, проработать сценарий воображаемого рецидива, дать «удочку, а не рыбу».

Рекомендуется написать заранее пошаговый план на случай, если он произойдет, включая не только действия, но и совладение с мыслями, оценку последствий. Помимо этого, изучаются техники самопомощи, например, отстранённой осознанности (Майндфулнесс) —  внимательное осознанное наблюдательное и безоценочное отношение к ситуации и своим эмоциям, мыслям и поведению. Способность осознавать субъективность внутренней картины реальности, признание, что мысли – это всего лишь мысли, а не «я» или «реальность», что наши эмоции зависят не от ситуации, а от наших же мыслей о ней  — дает возможность грамотно справляться с негативной информацией и стрессами.

Напишите мне

Заполните поля формы и ждите моего ответа